Ижевск

Общая информация о городе Ижевск
Численность населения 623 472 человек
Входит в состав Удмуртия
Основан в 1760 году
Средняя температура От −16,1 °C в январе до +25,1 °C в июле
Тип климата Умеренно континентальный
Национальный состав (преобладающие национальности) Русские 68,8%, Удмурты 14,8%, Татары 8,9%

 

Ижевск — столица республики Удмуртия и один из культурных центров Поволжья. Город, основанный как завод, и сейчас является крупной промышленной точкой на карте нашей страны. Путеводители по Ижевску называют город «Оружейная столица России» — именно здесь производят знаменитые на весь мир автоматы Калашникова. Но столица Удмуртии примечательна не только оружейным делом. Ижевск — это самобытный и многогранный город, способный удивлять туристов. Почему же стоит побывать в столице республики Удмуртия?

Ижевск — город современный и развивающийся. Ежегодно здесь появляются новые скульптурные композиции, интересные фотозоны и арт-объекты.

Разнообразная архитектура Ижевска. В центре города сохранились исторические здания старинных заводов и купеческих особняков. Впечатляют и монументальные здания разных эпох — от Михайло-Архангельского собора на высшей точке города до резиденции главы Удмуртской республики.

Комфортная среда для отдыха. Парковые зоны Ижевска облагорожены и отреновированы, там организованы всесезонные активности для детей и взрослых. На набережной Ижевского пруда приятно как просто прогуливаться, так и изучать современную скульптуру.

Богатые и современные музейные коллекции. Музеи Ижевска богаты на археологические и исторические экспонаты, но есть и современные интерактивные экспозиции. Например, в музее стрелкового оружия можно не только увидеть знаменитые автоматы Калашникова, но и пострелять из них в тире.

Насыщенная кульурная жизнь. В городских театрах идут постановки не только всем известной классики, но и по произведениям удмуртских авторов. На высоком уровне ставят как оперные и балетные постановки, так и драматические спектакли.

Колоритные народные праздники. В Ижевске и других населенных пунктах республики Удмуртия с размахом отмечаются народные праздники и проводятся этнические фестивали. Гости могут принять участие в традиционных обрядах и увидеть выступления фольклорных коллективов финно-угорских народов.

Вкусная и аутентичная кухня. Ижевск претендует на звание родины пельменей — говорят, здесь готовят самые вкусные «хлебные уши». Другие блюда удмуртской кухни тоже сытные и по-домашнему вкусные.

При этом стоимость отдыха в Ижевске невысокая. В центре города можно остановиться в достойном отеле по приемлемой цене. Экскурсии и дегустации местной кухни также не обойдутся в большую сумму. Столица Удмуртии транспортно доступна и идеально подходит для путешествий выходного дня.

Как добраться

Столица Удмуртии — город с отлично развитой транспортной инфраструктурой. Добраться до Ижевска можно и по воздуху, и наземным транспортом. Из регионов Центральной России, Поволжья и Урала дорога не займет много времени и, в большинстве случаев, будет стоить довольно недорого.

Самолет

Аэропорт Ижевска — единственная воздушная гавань в республике Удмуртия. Аэропорт совсем небольшой и не имеет международного статуса — он принимает лишь внутренние рейсы. В регулярном расписании Ижевского аэропорта — прямые рейсы из российской столицы, аэропорта Домодедово. Перелет между Москвой и Ижевском занимает 1 час 40 минут. Рейсы выполняются до 5 раз в неделю. Также в расписании аэропорта Ижевска есть прямые рейсы из Санкт-Петербурга (время в полете — 2 часа) с частотой 4 раза в неделю. В летние месяцы организуются перелеты из Анапы, Краснодара, Симферополя и Сочи.

Ижевский аэропорт располагается в 20 км от центра города. Дорога на автомобиле займет около получаса. Прямых автобусов до центра Ижевска нет. Маршрут с одной пересадкой займет не менее одного часа. Выгоднее пользоваться услугами такси — поездка будет стоить не дороже 300 рублей.

Поезд

Самый доступный способ добраться до Ижевска — это железная дорога. С Казанского вокзала Москвы ежедневно уходит поезд «Италмас» — в пути 17 часов. Но, стоит иметь в виду, что плацкартных вагонов в этом поезде нет. Взять место в плацкарте можно на проходящем поезде из Санкт-Петербурга — он делает остановку на Курском вокзале. В этом случае время в пути займет почти 21 час. С Ладожского вокзала Санкт-Петербурга прямой поезд до Ижевска идет 1 день 6 часов. Также по железной дороге до Ижевска можно добраться из Казани (6 часов в пути), на проходящих поездах из Кирова, Перми и городов российского юга.

Железнодорожный вокзал Ижевска находится вблизи исторического центра города. Дорога пешком до плотины Ижевского пруда займет около часа. У вокзала есть остановка общественного транспорта — до центра города курсируют автобусы и трамваи. Дорога на такси обойдется от 150 рублей.

Автобус

Прямых автобусов из Москвы и Санкт-Петербурга до Ижевска нет. Зато с городами Урала и Поволжья налажено отличное автобусное сообщение. Есть прямые автобусы из Казани, Перми, Набережных Челнов, Чебоксар. Наиболее часто выполняются автобусные рейсы до городов Удмуртии: Воткинска, Сарапула, Можги.

Центральный автовокзал Ижевска находится в историческом центре, на Красноармейской улице. До главных достопримечательностей города можно добраться пешком. До отдаленных мест — доехать на автобусах или маршрутных такси.

Автомобиль

Расстояние между Москвой и Ижевском — 1200 км. Большая часть дороги идет по федеральной трассе М7 («Волга»). У Елабуги нужно будет повернуть на дорогу Р320. Время в пути без остановок — около 17 часов. Стоит отметить, что состояние дорог на границе Удмуртии довольно печальное — есть участки с разбитым асфальтом, по которым затруднено движение. По мере приближения к Ижевску, качество дорожного полотна улучшается.

Из Санкт-Петербурга дорога на автомобиле займет более суток — от 25–26 часов. Из Казани можно добраться за 5–6 часов, из Перми — за 4,5–5 часов, из Кирова — за 6 часов, из Нижнего Новгорода — за 11 часов.

Климат и погода в Ижевске

Климат в Ижевске умеренно-континентальный с ярко выраженными сезонами. Для Ижевска характерна продолжительная зима с обилием снега и довольно низкими температурами. Снежный покров может установится уже в ноябре. Самый холодный месяц зимы — январь со средней температурой -12 градусов. Для первой половины зимы характерны частые и обильные снегопады. Во второй половине нередки длительные морозы с температурой до -30 градусов. Если начало зимы обычно пасмурное, то в феврале в Ижевске чаще случаются солнечные дни.

В марте погода в Ижевске еще зимняя — средняя температура месяца держится на отметке в -5 градусов. Оттепели наступают во второй половине марта-начале апреля. Снежный покров сходит ко второй половине апреля. Начало мая может быть как жарким (случаются периоды жары до +25+28 градусов), так и с холодным ветром и мокрым снегом. Средняя температура мая равняется +12 градусам. Деревья зеленеют обычно в середине месяца. К концу мая-началу июня зацветают сады.

Лето в Ижевске теплое, но короткое. Наибольшее количество осадков выпадает в июне и августе. Часто случаются периоды затяжных дождей — до недели и больше. Самый жаркий месяц лета — июль. Средняя температура месяца — +19 градусов. В последние годы лето в Ижевске, как и в других регионах России, жарче — нередки долгие периоды (до месяца) аномальной жары с температурой до +30+32 градусов.

Первая половина сентября в Ижевске теплая, с преобладанием солнечных дней. Во второй половине случается короткий период бабьего лета, но ночные температуры близятся к нулевой отметке. Первые заморозки случаются в октябре, в середине осени уже возможен первый снег. В ноябре средняя температура месяца опускается ниже нуля — до -5 градусов.

Районы

Административно Ижевск делится на 5 внутригородских районов: Ленинский, Октябрьский, Индустриальный, Первомайский и Устиновский. Самый большой район города — Ленинский. Он занимает юго-западную часть Ижевска, за Ижевским прудом и рекой Иж. Ранее район именовался Заречной волостью или просто «Зарекой». В туристическом плане район мало интересен — лишь район плотины с набережной И. Ф. Белобородова. В Ленинском районе находится железнодорожный вокзал Ижевска.

Октябрьский район занимает северную часть города и левый берег Ижевского пруда. На территории Октябрьского района главной достопримечательностью является музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени Калашникова. Также в Октябрьском районе располагаются национальный музей Удмуртии, монумент «Дружба народов», театр оперы и балета, резиденция главы республики Удмуртия. Отдохнуть можно в парке культуры имени Кирова или в знаменитом Ижевском зоопарке.

Первомайский район располагается в юго-восточной части Ижевска. Он занимает часть исторического центра Ижевска. В этом районе туристам будут интересны музей оружия Ижмаш, кафедральный собор Александра Невского и Центральная мечеть, театр Короленко и сохранившиеся купеческие особняки. В Первомайском районе находится главный автовокзал Ижевска.

Устиновский и Индустриальный районы — восточная и северо-восточная окраины города. Здесь практически нет интересных туристических объектов — лишь жилые кварталы, лесопарковые зоны и промышленные предприятия.

Население Ижевска

Подсчитать, сколько народу живет в Ижевске, очень сложно. Если обратиться к официальным данным на начало 2014 г., то мы увидим цифру примерно 637 тыс. чел.

По неофициальным данным население удмуртской столицы составляет около 700 тыс. чел. Например, сюда можно отнести жителей многочисленных пригородов (Пирогово, Хохряки, Медведево), которые хоть и являются самостоятельными территориальными образованиями, на самом деле давно уже относят себя к городу. Плотность населения Ижевска – ок. 2000 чел./км2

За последние 20 лет население Ижевска уменьшилось где-то на 6 тыс. чел. Но, разумеется, на самом деле эту цифру можно смело умножить на 3 (т.е. сложный период становления российской государственности не смогли пережить 18-20 тыс. чел.). Их место тут же заняли «дарагие» гости с Кавказа и Средней Азии. Из умирающих деревень потянулось в город и коренное население – удмурты.

Возрастной состав населения Ижевска моложе, чем в целом по России (дети и подростки – 15,8 %, пенсионеры – 20 %, трудоспособное население – 64,2 %), что объясняется интенсивными миграционными процессами. Тем более удивительна небольшая средняя продолжительность жизни ижевчанина – 64,2 года (43 место в РФ). Причем мужчина даже не доживает до пенсии (средняя продолжительность его жизни 57 лет), женщина живет дольше – до 71 года. Ижевск – город, население которого продолжает и сегодня сокращаться. На 1000 жителей рождается в среднем 9,3, а умирает 12,1 чел. Этот дефицит покрывается за счет постоянно растущего числа мигрантов.

Ижевск – многонациональный город. На его улицах можно услышать речь более 100 национальностей: украинскую, башкирскую, таджикскую, польскую, вьетнамскую, немецкую, коми и др. В процентном соотношении преобладают русские (59 %), затем коренное население республики – удмурты (30 %), третье место – за татарами (ок. 10 %). В Ижевске проживают мигранты из Китая, Вьетнама, среднеазиатских и кавказских республик (армяне, азербайджанцы, таджики и пр.), диаспоры которых достаточно сильны и многочисленны.

Что касается образовательного и культурного уровня ижевчан, то здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, в городе огромное количества образовательных учреждений (4 государственных вуза,с десяток — частных, а также штук 25 техникумов, колледжей и прочих ПТУ, и, наконец, 100 школ). Но, к сожалению, тезис дедушки Ленина, что количество переходит в качество, здесь почему-то не работает. Чтобы это проверить, достаточно проехаться утром или вечером в одном из «скотовозов» (автобусы марки ЛиАЗ, которые непонятно как еще ездят, давно превысив все мыслимые сроки эксплуатации). Вас встретит толпа хмурых, озлобленных жизнью людей, готовых огрызнуться и облить вас потоком отборной ругани. И хорошее настроение будет гарантированно испорчено.

Причина такого бескультурья в том, что десятилетиями люди жили в условиях, далеких от нормальных: в бараках, общежитиях;жили на чемоданах, не имея зачастую ничего за душой, кроме головы и пары рабочих рук для работы на заводе. Эта зависимость от госзаказа больно ударила по людям, когда в 90-е встали, а впоследствии были обанкрочены и разграблены все крупные предприятия Ижевска. Масло в огонь подлила и доступная водка (алкогольная промышленность в Удмуртии всегда была на подъеме), результаты чего сказываются до сих пор: уровень повальной алкоголизации среди ижевчан критический.

Впрочем, не все так плохо. Городские власти прилагают осторожные усилия, чтобы повысить уровень культуры граждан: устраиваются концерты, выставки, фестивали, премьерные показы, короче, разного рода, фесты. Хочется, чтобы эти мероприятия из разряда «пришли-бухнем-набъем морду друг другу» превратились действительно в события, которые заставят свиней превратиться в людей. Предпосылки к этому есть, а те, кто не захотят стать цивилизованными, рано или поздно вымрут сами (успев, конечно, перед этим попортить жизнь нормальным адекватным людям).

Инфраструктура города

Жилой фонд Ижевска насчитывает больше 3600 многоквартирных домов (без учета частных домов). Все это огромное хозяйство поделено между ГЖУ и более чем 70 частными УК. Некоторые из них работают хорошо, некоторые – не очень. В частности ряд УК, регулярно взимая деньги с жильцов, тратят их не на оплату энергоресурсов поставщикам, а на косметический ремонт домов (покраску подъездов, благоустройство территории и т.д.) и другие цели. Это, конечно, дело хорошее, да и жильцы довольны, видя, как радеет за них их управляющая компания. Только вот неувязочка – терпение поставщиков лопается и в домах отключают то электричество, то горячую воду, то отопление (а на дворе как раз зима). Такие случаи случаются в Ижевске регулярно и названия таких УК известны всем: «Доверие», «Райжилуправление», «Ареола».

Чтобы оценить состояние ижевской инфраструктуры – достаточно походить по ижевским дворам, особенно весной. Разбитый асфальт, вечные перекопы для ежегодного ремонта одних и тех же постоянно лопающихся труб, газон и детская площадка погибли в неравной борьбе с автомобилями – вот картина среднестатистического двора. И это не говоря уже о грязи и забитых до отказа контейнеров для мусора с оторванными крышками (из-за чего все их содержимое летает вокруг). Между тем, в среднем за 3-комнатную квартиру общей площадью в 55 кв. м. жильцам ежемесячно приходится отдавать УК 3500-4000 р.

В коммунальное хозяйство, особенно ремонт дорог вбухиваются огромные деньги. Например, в 2011 году только партией «ЕР» было выделено 300 миллионов (!) для ремонта самых проблемных магистралей. А ведь есть еще строчка в региональном бюджете, взносы с транспортного налога. Несколько дорог, действительно отремонтировали – но специфика работы ижевских дорожников такова, что хватит этого от силы на 2-3 года. Часть денег, как водится, растворилась в неизвестном направлении, вызвав тем самым интерес ижевской прокуратуры. В этом году на ремонт городских магистралей будет выделено всего лишь 100 млн. рублей плюс 55 млн. распределят между районными администрациями. Поэтому да здравствует ямочный ремонт!

Вообще аховому состоянию ижевских дорог можно посвятить целую книгу. Гости столицы УР надолго запомнят тряску по рытвинам ул. Петрова, ритмичный стук зубов при движении по ул. Автозаводская, езду с риском для жизни сквозь тьму неосвещенных участков Воткинского шоссе. А если не дай бог попадут на улицу с поэтичным названием Пойма, то не собрать им костей! Поэтому передвигаться по Ижевску лучше на общественном транспорте.

Общественный транспорт в городе на Иже когда-то считался самым лучшим в стране. И это действительно так. Продуманные схемы маршрутов, грамотное распределение пассажиропотоков, постоянное обновление движущего состава – все это позволяет успешно работать 11 трамвайным, 9 троллейбусным и 39 автобусным маршрутам. Кроме того, около 20 автобусных маршрутов связывают Ижевск и пригороды, и более 30 автобусных маршрутов в весенне-летний период ждут наплыва садоводов-любителей. Существует несколько десятков служб такси. Средняя цена на их услуги – 14-15 р./км.

Любопытно, что на машине понадобится всего лишь 15-20 минут, чтобы добраться из центра Ижевска до окраин (кроме часов пик), на транспорте – 40-50 минут.

В последние годы со стороны определенных коммерческих структур делаются попытки приватизировать ИжГЭТ (электротранспорт) и ИПОПАТ (автобусное ведомство). В ближайшее время, очевидно, следует ждать слияния этих организаций и перехода их в частные руки. Будет ли это начало конца или городской транспорт станет более современным и технологичным – покажет время.

Вторая беда ижевских дорог после качества покрытия – это пробки. Двести лет назад архитектор Дудин мечтал сделать из Ижевска нечто вроде Петербурга в миниатюре. Именно четкие, пересекающиеся под прямым углом улицы Северной Пальмиры послужили образцом для центральной части Ижевска. Вот только узкие они больно – никто же тогда не предполагал, что каждый четвертый ижевчанин будет ездить на железной самодвижущейся телеге, именуемой автомобилем.

Каждый день часов с 4 вечера встает весь центр — Советская, Коммунаров, Горького, Пушкинская, Карла Либкнехта и др. Самые умные водители, зная про эти «больные места», стали объезжать их по другим улицам. Но вот парадокс – пробки появились и там! Итак, места постоянных пробок Ижевска в часы пик: Центр, перекресток Новоажимова и Маяковского, вся ул. Магистральная в районе Южной автостанции, кольца на ул. Карла Либкнехта, вся ул. Коммунаров, ул. Кирова на участке от ул. Горького до ул. Удмуртской, ул. Телегина.

Несмотря на достаточную обеспеченность Ижевска детскими садами (их в столице Удмуртии более 200), проблема нехватки в них мест так же актуальна, как и 5 лет назад. На специальном сайте с жизнеутверждающим названием «Моя первая очередь» можно записать своего ребенка в электронную очередь в садик. Там зарегистрировалось уже больше 7000 желающих пристроить ненаглядное чадо в заветное учреждение.

В феврале 2012 года президент Волков отрапортовал президенту Медведеву, что до конца года с очередью в детские сады будет покончено. Пока же по слухам, за место в саду 1 категории в районных Центрах дошкольного образования и воспитания Ижевска нужной тетеньке придется дать 25-35 т.р. (в зависимости от аппетита чиновниц и местоположения детсада) Зато в очереди стоять не придется!

В Ижевске 100 школ, в них учится около 63 тыс. учеников. Все учебные учреждения достаточно равномерно распределены по районам города, за каждым закреплен определенный микрорайон. Хотя многие родители готовы возить ребенка через весь город, лишь бы он учился в одном из 12 ижевских лицеев (например, Естественно-гуманитарный лицей №30 близ стадиона «Динамо») или 4 гимназий (например, 56-я гимназия по ул. Удмуртской). Престиж в наше время все-таки решает очень многое.

Предприятия и работа в Ижевске

Ижевск всегда был типичным уральским «городом-заводом». По официальным данным всего в городе числится около 50 крупных и средних предприятий различных отраслей промышленности: металлургия, машиностроение, электроника; производство стрелкового и охотничьего оружия, оборудования для нефтехимической и пищевой индустрии. Коротко остановимся на самых крупных из них.

ОАО «Ижсталь» — старейшее предприятие Ижевска, расположенное на берегу Ижевского пруда. Его корни уходят к первому железоделательному заводу, который и положил начало Ижевску. Сегодня «Ижсталь» — крупнейший металлургический завод в Удмуртии, который специализируется на выпуске различных марок стали, сортового проката. В 90-е г. его постигла судьба всех крупных заводов: снижение объемов выпуска продукции, массовые сокращения рабочих, отказ от объектов социальной сферы.

Возрождение «Ижстали» началось с 2004 г., когда предприятие вошло в группу компаний «Мечел». Челябинский холдинг вложил в модернизацию производства на ижевском заводе $195 млн., что позволило обновить оборудование, уменьшить негативное влияние на экологию (завод по традиции сбрасывал все отходы в пруд) и даже провести ремонт административного корпуса. В целом «Ижсталь» — достаточно стабильное предприятие, которое периодически ведет набор на рабочие специальности. Сотрудникам предоставляется «белая» з/п (от 10 т.р.), соцпакет.

ОАО «Ижмаш» — крупнейшее предприятие Удмуртии. В структуру этогогиганта в советское время входили множество отдельных производств, находящихся в разных районах Ижевска. «Ижмаш-авто», «Ижмаш-мото», «Ижмашстанко», завод высокоточной техники «Ижмаш», Инструментальный завод — все они в 90-е гг приказали долго жить. Есть мнение, что в этом «дочкам «Ижмаша» «помогли» республиканские власти, в том числе и президент А.Волков.

«Ижмаш», когда-то бывший градообразующим предприятием, сегодня «дышит на ладан». Выражение «долги «Ижмаша» стало в Удмуртии нарицательным. На 1 января 2012 г. НПО «Ижмаш» (так он сейчас называется) задолжал кредиторам огромную сумму в 5,3 млрд. руб. По решению суда на предприятии введена процедура банкротства, приглашена команда тульских топ-менеджеров. Несмотря на оптимистичные прогнозы, ситуация удручающая. Те, кому удается проникнуть на строго охраняемую территорию «Ижмаша», увидят, что охранять-то особо и нечего: полуразрушенные корпуса, кучи металлолома, устаревшее оборудование, пустые цеха, заросшие травой дороги. Все, как говорится, уже украдено до нас. Говорят, что з/п рядового рабочего составляет 5-10 тыс.руб. и выплачивается с задержками, поэтому народ там долго не задерживается.

Автозавод, построенный в 60-70-е гг., когда-то входил в группу предприятий «Ижмаш». Сначала там выпускались автомобили на базе «Москвича-412» (всего было выпушено больше 1 млн. шт.), а с сер. 80-х и вплоть до сегодняшнего дня малолитражки «Иж-2126» в разных модификациях. Сегодня сборочное производство Ижевского автозавода входит в структурыОАО«АвтоВАЗ». До кризиса 2008-2009 г. здесь собирали до 40 тыс. автомобилей в год. Среди них были не только «Ижи» и «Жигули», но и даже корейские KIA. Впрочем, корейцы вскоре отказались от услуг ижевских умельцев ввиду низкого качества сборки машин.

Сегодня на Автозаводе затишье…перед бурей – АвтоВАЗ планирует собирать на ижевских стапелях «Ладу-Гранту» (до 100 тыс. авто в год). Кроме того, интерес к автозаводу проявляют и «Renault-Nissan». Благодаря этому, а также личной поддержке Медведева-Путина (в прямом эфире пообещавших спасти ижевское автопроизводство), автозавод скорее всего останется на плаву. Средняя з/п рабочего (фрезеровщик, наладчик, оператор станка ЧПУ, электрогазосварщик) достаточно высока для УР – 15-30 тыс.руб.). Но надо понимать, что при спаде производства или других неблагоприятных факторах несколько тысяч рабочих легко будут отправлены в ЧАО, или просто уволены. Такое уже происходило и не раз.

Изначально ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг» было создано для выпуска мотоциклов. Но вскоре было переориентировано на производство систем связи и управления для различных родов войск (в том числе и ракетно-ядерных), элементов высокоточного оружия и космических ракет. Сегодня завод «Аксион» занял прочную нишу в составе российского ВПК, а потому получает стабильные заказы и господдержку. Кроме того, на заводе выпускают медицинское оборудование, ТНП, запчасти для с/х и ж\д техники. Работать там достаточно престижно, несмотря на невысокие зарплаты (10-15 тыс. руб.). Отделом кадров регулярно проводится набор и обучение молодых специалистов (в том числе и с последующим трудоустройством), повышение квалификации для опытных рабочих.

ОАО «Ижевский радиозавод» — приборостроительное предприятие, выпускает системы автоматики и связи на транспорте, оборудование для ракетно-космической отрасли. Одно из немногих стабильно работающих предприятий, где рабочие получают приличные з/п (от 20 т.р.) и нет особой текучки.

ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол» выпускает ракетно-космические комплексы, радиоэлектронную аппаратуру военного и гражданского назначения, оборудование для нефтяной, деревообрабатывающей промышленности. Работать на нем престижно, и условия труда, пожалуй, самые лучшие из всех ижевских заводов. Рабочие со стажем получают от 20 т.р. и крепко держатся за свое место.

Подсчитать, сколько ижевчан в процентном соотношении работает на заводах, а сколько в сфере обслуживания – очень сложно. Но одно можно сказать точно: продают и перепродают в Ижевске гораздо больше, чем производят. Если большинство заводов сегодня находятся в состоянии стагнации, то торговля и сфера услуг, напротив, стремительно набирают вес.

В 90-е любая ижевская семья хоть раз в месяц (как правило, после получки) выбиралась на один из городских рынков. Центральный (Сенной) рынок находится в историческом центре Ижевска рядом с цирком и автовокзалом. Его главная проблема – отсутствие нормальных площадей и парковочных мест (а потому вечная толкучка).

Восточный рынок расположен в Устиновском районе близ магазина «Радиотехника». Это самый перспективный из городских рынков: там гораздо больше места для торговых рядов и рядом возводятся новые жилые дома. Также есть несколько рынков поменьше – Южный на Татарбазаре, Северный – на Буммаше.

С начала XXI в. поход на рынок сменился вояжем в супермаркет. Первыми в формате самообслуживания стали работать магазины сети «Айкай» (как правило, небольшие и тесные супермаркеты), затем пальма первенства перешла к супермаркетам торговых групп «Ижтрейдинг» (эта фирма открыла и первый в Ижевске гипермаркет) и «Столичный». Электроника и бытовая техника предлагалась в магазинах федеральной сети «Эльдорадо» и региональных — «Корпорации «Центр», «Ваш дом».

Лет 5 назад до Ижевска добрались крупные ритейлеры – «Карусель», «Вестер», «Магнит». Но основная масса ижевчан все равно предпочитает отовариваться в магазинах местных сетей. Может быть причина в том, что они изначально были расположены в более удобных местах, чем построенный на окраине гипермаркет. А может дело в принципе «Если дурят, так уж пусть свои».

На сегодняшний день Ижевск входит в пятерку российских лидеров по кол-ву площадей в торговых центрах на 1000 чел. Самые крупные торговые центры Ижевска – ТРЦ «Столица» на ул. Автозаводской, ТРК «Талисман» на ул. Холмогорова, ТРК «Петровский» на ул. Петрова, ТЦ «Аврора-Парк» и расположенный рядом ТЦ «Гвоздь» на ул. Удмуртской. В 2011 г. были открыты гипермаркет «Реал» и ТЦ «Кит» на ул. Ленина, а также ТЦ «Флагман» на ул. Удмуртской.

Что касается офисных центров, то пальма первенства, безусловно, принадлежит шикарному небоскребу офисного центра «Удмуртия», что расположен на пересечении ул. Ленина и Орджоникидзе. Также очень респектабельно выглядят БЦ «Эльгрин» по ул. 10 Лет Октября, БЦ «Сити» по ул. Холмогорова, офисные центры «Галеон» и «Аврора» по ул. Удмуртской, офисный центр «Академ-Парк» по ул. 30 Лет Победы. Кроме того, в столице Удмуртии штук 30-40 торговых и офисных центров размером поскромнее.

История Ижевска

Первые поселения на том месте, где позже выросла оружейная столица России, появились в III-V веках. Это были типичные для начала Средневековья укрепленные городища, в которых дома защищали от неприятеля земляными рвами, валами и высокими бревенчатыми стенами. Помимо этого, археологи обнаружили на территории города несколько погребений, датируемых V-VI веками.

В Средневековье это была часть мощного Казанского ханства, а после падения Казани удмурты присоединились к России (1558 год). Потом земли по обоим берегам реки Иж, по указу Ивана Грозного, стали принадлежать татарскому княжескому роду Яушевых.

В 1730-е годы на правобережье реки Кушвы открыли богатые залежи железной руды, и для ее добычи и переработки появилось несколько казенных заводов. Месторождения оказались настолько богатыми, что построенных мощностей явно не хватало.

Российская императрица Елизавета Петровна повелела открыть в Прикамье еще три завода. Так, благодаря развитию металлургического производства, в 1760 году были заложены Ижевский железоделательный завод и прилегающее к нему поселение. Спустя три года на реке соорудили плотину, и появился большой Ижевский пруд.

В это же время на заводе изготовили первый металл. Местная сталь получалась путем переплавки чугуна, который привозили с других приуральских заводов. Поначалу в Ижевске делали бруски и полосы, а потом стали отливать железные решетки и якоря.

В 1774 году завод потерпел большой урон от пугачевского восстания. Соратники Емельяна Пугачева захватили поселок, казнили начальство и разорили производство. Когда народный бунт был подавлен, завод восстановили.

В начале XIX века здесь стали производить огнестрельное и холодное оружие. Для помощи в освоении новых технологий на завод приехало много специалистов из Германии, Швеции и Дании, и наряду с ижевскими рабочими в цехах трудились мастера с других оружейных заводов России. Кроме оружия, в городе освоили изготовление инструментов, а в конце XIX века здесь появились сталелитейное и прокатное производства. На заводе стали выполнять не только военные заказы, но и делали охотничьи ружья.

В 1934 году город стал столицей Удмуртии, и изменение статуса сильно сказалось на его развитии. За несколько десятков лет население Ижевска выросло в 10 раз. Город быстро застроился и расширился за счет окружающих его сел и деревень.

Достопримечательности Ижевска

Музей Калашникова

Михаил Калашников загорелся идеей создания своего образца автоматического оружия ещё в годы Великой Отечественной войны, а после неё переехал в Ижевск, где и продолжал работать над производством АК–47 и других видов оружия практически до последних дней своей жизни. Основная экспозиция музея Калашникова посвящена жизни и работе советского конструктора.

Здесь регулярно проводят временные выставки. Например, весной 2022 года открыта выставка «От «Браунинга» до «Калашникова»: серийное и опытное автоматическое стрелковое оружие Второй мировой войны». При музее действует тир, где можно пострелять из огнестрельного и пневматического оружия.

Билет на основную экспозицию стоит 200 ₽ для взрослых, 150 ₽ для льготных категорий, 100 ₽ для школьников и бесплатно для детей младше семи лет. Тир оплачивается дополнительно.

Ижевский пруд

После открытия крупных залежей железа на Урале построили первые казённые заводы, однако запасы руды оказались настолько велики, что они не справлялись с переработкой. Для дополнительного производства была выбрана земля у реки Иж, где и началось строительство Ижевского завода и одноимённого посёлка при нём. Для нужд завода запрудили реку — сегодня это один из крупнейших искусственных водоёмов в Европе.

Набережная Ижевского пруда — излюбленное место прогулок горожан и гостей города. Здесь работают точки проката лодок, катамаранов, самокатов, велосипедов и гироскутеров. Недалеко находится монумент «Дружба народов», посвящённый 400-летию вхождения Удмуртии в состав России. Зимой на площади у монумента проводят выставку ледовых скульптур, часто устраивают ярмарки и фестивали, а 12 июня отмечают День города.

Ижевский арсенал

В 1800 году указом императора Павла I «повелено было завести на Каме оружейный завод для приготовления 100 тыс. штук холодного и огнестрельного оружия». Место под строительство будущего завода искали долго.

Под хранение оружия потребовалось отдельное здание. Так в 1823 году появился арсенал, который изначально использовался как оружейный склад. Позднее в одном из залов арсенала открыли библиотеку, в центральном корпусе обустроили мастерские, а затем оборудовали небольшой музей.

Сегодня это Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда. Здесь действует постоянная экспозиция, посвящённая истории края, промышленности, ярмаркам и самим удмуртам. Билет на историческую экспозицию стоит 180 ₽ для взрослых, 80 ₽ для пенсионеров, 60 ₽ для школьников до 14 лет и 40 ₽ для дошкольников. При посещении музея семьям с детьми — дополнительные скидки.

Центральная площадь

Главная площадь Ижевска расположена на одной из самых высоких точек города. С площади открывается вид на Ижевский пруд, хотя она и находится в километре от набережной. На территории современной Центральной площади когда-то были казармы воинской части и сушильные сараи, но после революции сюда переместился городской центр, и площадь приобрела современные очертания.

Уже в нулевые годы установили символический нулевой километр, заменили брусчатку и обустроили светомузыкальный фонтан, поставили скульптуру «Ижик».

Здесь проводят парады, отмечают праздники и устраивают концерты. Например, в 2012 году на площади организовали онлайн-трансляцию конкурса «Евровидение», в котором приняли участие «Бурановские бабушки» с песней на удмуртском и английском языках.

Летний сад им. Горького

Летний сад имени Максима Горького — один из старейших парков Ижевска. Изначально сад был открыт при казённом генеральском доме ещё в середине XIX века. Здесь проводились мероприятия для офицеров и местной интеллигенции. Мастеровых с заводов тоже допускали, но только при соблюдении дресс-кода — они должны были явиться в кафтанах с золотыми галунами.

После Октябрьской революции сад открыли для всех. Здесь проводили народные гуляния, устраивали танцы, запускали фейерверки. После того как в Летнем театре была поставлена пьеса «На дне», саду было присвоено имя Максима Горького. На месте же театра сейчас действует Центр современной драматургии и режиссуры.

Первый аттракцион появился здесь ещё до войны — это были деревянные качели. В 60-е установили популярные советские аттракционы «Орбита» и «Ромашка», а в 70-е начали приезжать чешские «Луна-парки». Сегодня большая часть парка отдана под аттракционы. Вход в сам парк бесплатный, но на каждый из аттракционов придётся покупать билет. Поездка на колесе обозрения обойдётся в 180 ₽.

Парк им. Кирова

Парк культуры имени С. М. Кирова открылся силами работников ижевских заводов в начале 30-х годов. Здесь разбили клумбы, поставили павильоны и беседки, открыли киоски и танцевальные площадки. Даже появилась парашютная вышка. В годы Отечественной войны на территории парка собирали войсковые части для отправки на фронт. В год празднования 30-летия победы установили обелиск «Карающий меч» в честь 313-й стрелковой Петрозаводской дивизии, которая была сформирована в парке.

Зимой в парке катаются на лыжах, летом — на велосипедах. Здесь есть аттракционы, картинг и верёвочный парк. В 2004 году часть парка была отдана под зоопарк, где можно посмотреть на амурского тигра, японских журавлей, тихоокеанских моржей и другие редкие и исчезающие виды. Стоимость входного билета: 300 ₽ — взрослый, 100 ₽ — льготные категории.

Театры: национальный удмуртский и русский драматический

Открытие драматического театра стало настоящим событием в культурной жизни Ижевска: в первую труппу вошли актёры Московского Художественного театра. В первый же сезон было выпущено 11 спектаклей зарубежной и отечественной классики, в том числе и молодых советских драматургов. Сегодня театр занимает Дворец культуры «Ижмаш», в его репертуаре классические постановки в традиционных и современных трактовках.

Ещё один интересный для туриста театр — Национальный. Это единственный театр, где постоянно ставят спектакли на удмуртском языке и активно сотрудничают с молодыми удмуртскими писателями. В афише Национального театра есть представления на любой вкус — драмы, комедии, сказки, мюзиклы и театрализованные концерты.

Свято-Михайловский собор

Собор стоит на месте существовавшего с середины XVIII века заводского кладбища. При кладбище была часовня, позже перестроенная в храм в честь Святой Троицы, который сгорел в 1810 году. В 1855 году на месте прежней Троицкой церкви возвели каменную часовню в византийском стиле в честь Архангела Михаила. Ещё через двадцать лет начали собирать деньги на строительство нового храма. Большая часть средств была собрана рабочими ижевского завода.

Торжественное освящение храма состоялось в 1915 году, а спустя 14 лет в советское время собор был закрыт и опечатан. В начале 30-х в здании располагался краеведческий музей, пока не было принято решение о сносе в 1937 году. Современный Михаило-Архангельский кафедральный собор был воссоздан по сохранившимся фотографиям. Сегодня это один из самых узнаваемых архитектурных символов Ижевска.

Музей-заповедник «Лудорвай»

В пятнадцати минутах езды от Ижевска находится «Лудорвай» — архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Он был построен на месте нежилой деревни Ильинка на берегу реки Лудорвай.

В «Лудорвае» собраны типичные для удмуртской деревни постройки — не только жилые дома, но и бани, пасеки, амбары. Сохранилась действующая ветряная мельница — памятник деревянного зодчества. В музее-заповеднике собраны уникальные этнографические коллекции: детские люльки, бытовая утварь, резные прялки, берестяные туеса и ритуальная посуда.

Для посетителей проводят экскурсии и устраивают праздники, знакомящие с традициями народов Удмуртии. Можно посмотреть, как устроена баня по-чёрному, и послушать, как звучит тангыра. Попробовать удмуртскую кухню можно также на территории музея-заповедника «Лудорвай». Стоимость входного билета в «Лудорвай»: 150 ₽ — взрослый, 100 ₽ — пенсионеры, 80 ₽ — студенты, 60 ₽ — школьники. Дети до 7 лет, многодетные семьи, инвалиды, дети-сироты и воспитанники детских домов — бесплатно. Обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, квесты и другие программы оплачиваются отдельно.

Источники