Мазхабы

Термин «мазхаб» переводится с арабского языка как «направление». Некоторые дают этому термину значение «путь». Мазхаб в исламе – это определенное учение, основанное факихом (то есть ученым-правоведом), имеющим степень ижтихада. При этом все подобные течения основываются на нормах Корана.

Таким образом, Мазхаб – это богословско-правовая школа в Исламе. В настоящее время получили распространение четыре мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский.

С самого начала распространения Ислама мусульмане проявляли глубочайший интерес к общественным дискуссиям для выяснения того, как следует поступать в отношении неизвестных и сложных вопросов (гражданских, уголовных, финансовых, политических и др.), постоянно возникавших на новых территориях, с учётом соответствия этих действий принципам Ислама. Это привело к созданию целой системы религиозных законов, основанных на Коране и Сунне и комплекса юридических норм, извлекаемых из законов Шариата.

Исходя из заключения, что Коран и Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) содержат ответы на любые вопросы, задачей факихов (знатоков религиозных законов) стало «извлечение» этих предписаний. Для этого они использовали:

  • согласованное мнение видных алимов (иджма’), в том числе сахабов Пророка (мир ему и благословение);
  • суждение по аналогии с Кораном и Сунной (кияс);
  • отказ от решения по аналогии или его корректировка в случае, если оно нецелесообразно (истисхан, введён в обиход Абу Ханифой);
  • вынесение решения на основе его полезности для общества (истислах, разработан и применён имамом Маликом).

Основание мазхабов

Ханафитский мазхаб был основан имамом Абу Ханифа, который родился в 80/699 г. в городе Куфе и умер в 150/767 г. в Багдаде. Слово «Ханиф» означает «знающий», «правильно верящий» мусульманин, «Абу Ханифа» – «Отец мусульман с правильной верой». Основной метод, который выносил правовые решения данного мазхаба – это чёткая иерархия вердиктов авторитетов этой школы. Всё своё наследие и знание Абу Ханифа устно передавал своим ученикам, которые их фиксировали и систематизировали. Школа Ханифа поощрялась Аббасидами, которые были заинтересованы в правовой основе государства. Данная школа получила государственный статус в империи монголов и османской империи. Очень много современных мусульман на сегодняшний день являются последователями этого правового толка.

Маликитский мазхаб основал имам Малик бин Анас аль-Асбахи, который родился и умер в Медине в 93/711 – 179/795 гг. В маликитском мазхабе мнения и правовые решения Малика предпочтительнее Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее мнения других маликитских классиков. Маликитский правовой толк нашёл многочисленных последователей среди мусульман на западе, в Испании и Северной Африки.

Шафиитский мазхаб был основан имамом Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (150/767 – 204/802гг). Родился он в Газзе и умер в Египте. Имя «аш-Шафи’и» имам взял в честь своего прадеда, который был сподвижником Пророка Всевышнего. Данный мазхаб имел очень большую популярность в Египте в начале девятого века. В Мавераннахаре и Ираке, по своей популярности, шафиитский мазхаб спорил с ханафитским. На сегодняшний день число шафиитов составляют 80% курдов, мусульмане Юго-Восточной Азии и большинство арабов на Ближнем Востоке.

Ханбалитский мазхаб основал имам Абу Абд лах Ахмад бин Ханбал, который родился и умер в Багдаде (164/780 – 241/855 гг). В этой школе было несколько направлений, которые опираются на разные мнения табиинов и сахабов, разночтения и сомнения в фетвах Ибн Ханбаля, в различие передачи его выводов. Ханбалитский мазхаб имел фундаментальную теоретическую основу и никогда не признавал закрытие «врат иджтихада». Особого распространения мазхаб не получил и на сегодняшний день является доминирующей школой в Саудовской Аравии.

Джафаритский мазхаб Мазхаб, основанный Джафар ас Садыком, получил широкое распространение среди шиитов Афганистана, Ирана, Ирака и Азербайджана. Главным шиитским мазхабом, школа стала только в XVIII веке и джафариты получили признание суннитов. Джафаритский мазхаб отличался от суннитских непринятием тезиса о закрытии «врат иджтихада». Также джафариты признают ахбары Сунны лишь те, которые восходят к первым сподвижникам Пророка.

СЛЕДУЕТ ЛИ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ МАЗХАБОВ В ИСЛАМЕ?

Несмотря на существование мазхабов, отнюдь не все учёные считают, что необходимо придерживаться одного из них. Вопрос о необходимости следования мазхабам является актуальным и по сей день. Сторонники полагают, что приверженность тому или иному мазхабу означает следование Корану и сунне, так как каждая правовая школа вобрала в себя богатое наследие ислама, тем самым человек может уберечься от каких-либо заблуждений в вопросах религии. В понимании Корана и сунны верующие, по мнению сторонников мазхабов, должны следовать за мнением авторитетных учёных, так как они обладают большим объёмом знаний, а не заниматься трактовкой аятов Священной Корана и хадисов самостоятельно. Противники следования мазхабам уверены, что правовые школы несут в себе больше негативного для мусульманской уммы, так как разобщают мусульман на отдельные группы, в то время как мусульманская община должна быть единой. Мазхабы в России Ханафиты появились в России с ранних лет исламского свидетельства. Ханафитами являются татары, башкиры, народы Волго-Уральского и Сибирского региона. А благодаря трудовой миграции выходцев с Кавказа по территории России, в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Поволжье и др. появились практикующие шафииты. Может ли следование мазхабу стать фанатизмом?

Следование мазхабу действительно будет фанатизмом в случаях:

  1. когда следующий убеждён, что только его мазхаб является истиной, а все остальные находятся в заблуждении;
  2. когда следующий сам достиг степени иджтихада, разобрал конкретный вопрос и пришёл к мнению, отличающемуся от того, за которым он следовал, но при этом продолжает следовать тому, на чём он был;
  3. когда следующий однозначно узнал со слов других учёных об объективной причине ошибки учёного в мазхабе в конкретном вопросе – например, о том, что он основывался на вымышленном хадисе или не знал достоверного, относящегося к данной теме, – и продолжает следовать за этим ошибочным мнением.

Интересные факты об исламе

  1. Во всём мире 1.6 миллиарда мусульман. Это число, как ожидают, увеличится на 35% за следующие 16 лет, достигнув 2.2 миллиарда в 2030 году
  2. Большинство мусульман не арабы. Фактически, меньше 15% мусульман в мире — арабы.
  3. Наиболее быстро растущая религия в Ирландии — ислам.
  4. В 2006 году первая мусульманская женщина добралась до космоса, и она была первым иранским космическим туристом.
  5. Кофе — мусульманское изобретение
  6. «Селфи» было также изобретено мусульманами.
  7. Ширин Эбади, первый председатель Верховного суда Ирана женского пола, — первая мусульманская женщина, которая будет награждена Нобелевской премией мира.
  8. Фактически, мусульмане — родоначальники большинства религий мира.
  9. В Китае самая старая женская мечеть существует более тысячи лет, и её лидер тоже женщина.
  10. Несмотря на недоверие к мусульманам и исламу, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон и Джордж Вашингтон утверждали, что Америка должна быть открыта для мусульманских граждан, государственных служащих и даже президентов. Но кое-кто в Белом Доме это забыл.

Видео

Источники