Племена Антов
Анты — славянские племена III-VII веков. Считается, что эти племена были необычайно развиты и организованы. Уже тогда здесь наблюдались зачатки первой государственности. Антское время — это период образования протогородского общества. К этому времени исследователи относят возникновение Киева и Волыни на западном Буге. Считается, что анты были непосредственными предками русских. Они являются связующим звеном между Трипольем и Киевской Русью, а также между скифами и русскими.
Анты были разгромлены и практически исчезли после столкновения с аварами. В борьбе с аварами анты объединились под предводительством Идара и его сыновей Межамира и Келагаста, однако когда в ставке аварского кагана Межамир был предательски убит «властители антские были приведены в бедственное положение и утратили свои надежды» (Менандр). Мощнейшим ударом по могуществу антов был нанесён уйгурским племенем аваров, после которого анты уже не смогли оправиться. Анты отдали себя на службу римскому императору Маврикию, после чего аварский хакан в 602 году отправил против них войско во главе с Апсихом. Исторические хроники не говорят о том, как закончился воинственный поход аваров, но после этого всяческие упоминания об антах исчезают, словно исчезает с лица земли само племя великих воинов. Есть предположения, что анты вовсе не были уничтожены аварами в 602 году, а перешли на Балканский полуостров в качестве римских союзников. Ещё одна версия говорит о том, что анты ушли вглубь древней Руси и уже здесь основали великую империю, образовав русский и украинский народы. Интересна и версия, судя по которой, отойдя вглубь России, под натиском аваров, анты расселились в верхней и средней Оке и стали племенем русских вятичей.
Анты сформировались в III—IV вв. в составе черняховской культуры. В V—VII вв. стали полностью самостоятельной славянской культурой, которая сильно выделялась среди других племён. По мнению готского историка Иордана, племена венетов известны как анты и склавены: «Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (Днестра), и на север — до Висклы (Вислы), вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), там где Понтийское (Черное) море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов». Об этническом родстве племён говорит и византийский историк Прокопий Кесарийский. Склавенов, антов или венетов он описывает, как высоких и очень сильных людей, с волосами не слишком светлыми, но и не слишком рыжими. Также Прокопий Кесарийский говорит о том, что склавены и анты издревле были одним племенем и раньше назывались не иначе, как «Споры». В своём труде историк делает и предположение, почему именно их называли спорами. Такое имя, по всей вероятности, прикрепилось к ним потому, что славянские племена «населяют страну, разбросанно расположив свои жилища».
Что же означает слово «анты»? Как известно, каждое имя, каждое название должно иметь некоторую этимологию и расшифровку. Обычно, особенно встарь, ничто не называли просто так, набором букв. Поэтому есть несколько предположений, как племена бывших «спор» стали «антами». По тюркской версии, предполагается, что ant означает слово «клятва». Если обратиться к монгольскому языку, то здесь существует слово anda, которое в переводе звучит, как «побратим».
Многие историки и исследователи, к которым относится О. Н. Трубачёв, Б. А. Рыбаков, Г. Г. Литаврина и некоторые другие, отдают предпочтение иранскому происхождению слова antas — конец, край, antyas — что находится на краю. По-осетински attiiya означает примерно то же самое — задний, сзади. Если придерживаться именно этой точки зрения, то название антов означало примерно — племя, которое живёт на окраине или пограничные жители.
Социальная структура антского общества
Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.
Воины
Из общины выделяется слой воинов-профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории. Воины объединялись в небольшие отряды по несколько сот человек («дружины»), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди (князья и «воеводы»), обладавшие особым авторитетом («славой»), гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и копье, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. особенно характерными для антов были длинные мечи, высокого качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, «мечи антского типа». И даже в англосаксонской поэме «Беовульф» герои сражаются антскими мечами. Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории, а также во время похода 626 года на Константинополь[источник не указан 678 дней], когда среди убитых были обнаружены и женщины. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.
Жрецы
В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов, или волхвов, у антов, археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоёмы, деревья и камни. В праздничные дни приносились бескровные жертвы богам — продукты питания. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун.
Близким к жрецам был слой сказителей («песнотворцев»). Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели свое повествование под гусельный наигрыш и выделялись из числа общинников (были задержаны сразу несколько людей с «кифарами»), переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами. Изображение семиструнных гусель имеется на фигурках антского типа из-под Велестино. До нас дошли сказания об антском времени: о князьях Бусе, Кие, об обрах, о хазарах.
Протогорода
С усложнением социальной структуры антского общества появляются протогородские поселения. К антскому времени относят возникновение Киева, имевшего значение религиозного и племенного центра. Пастырское городище (название города не известно) имело полиэтническое население. Здесь жили воины и ремесленники, которые производили гончарную посуду и украшения (фибулы, поясные наборы и пр.), распространявшиеся далеко за пределы города и антской земли. В антское время возникает и город Волынь[25] на Западном Буге, известный как поселение воинов и центр племенного союза волынян. «Грады» ещё не имели роли торговых центров. Их население было непостоянным, включало князя, воинов и жрецов. Здесь проходили веча, религиозные праздники, пиры, а крепости служили для обороны.
Конец истории антов
Закат истории антов нужно связать с распадом союза племен и появлением новых союзов и племен. Продвижение авар стало катализатором противоречий между вождями. Наибольшему разорению из племен, согласно летописи, подверглось племя дулебов, в западной части земель антов. Историки спорят, о каком из известных племен дулебов идет речь, но летописец уверенно помещает их на земле волынян. Претензии идаровичей на верховную власть потерпели неудачу, Мезамир, названный «хвастуном», был убит каганом, одновременно происходит возвышение на Нижнем Дунае таких вождей, как Даврит и Мусокий. Возникает так называемая «Держава Волынян».
Феофилакт Симокатта сообщает, что в конце правления императора Маврикия (582—602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить всё племя, потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Чем закончился этот поход, источники умалчивают. Одни историки считают, что анты были полностью разгромлены, другие указывают на тот факт, что вскоре авары стали переправляться через Дунай, и отдают победу антам. Это упоминание антов считается последним, однако пеньковская культура просуществовала на протяжении всего VII века. Есть основания полагать, что анты выступали на стороне авар в 626 году во время осады Константинополя.
В «Повести временных лет» рассказывается о том, что после смерти легендарного князя Кия и его братьев между восточнославянскими племенами начались распри и установилась власть хазар. Киевляне добровольно дали хазарам дань мечами. Именно с этими событиями и нужно связать окончательный распад антской общности.
Видео
Источники
Анты — славянские племена III-VII веков. Считается, что эти племена были необычайно развиты и организованы. Уже тогда здесь наблюдались зачатки первой государственности. Антское время — это период образования протогородского общества. К этому времени исследователи относят возникновение Киева и Волыни на западном Буге. Считается, что анты были непосредственными предками русских. Они являются связующим звеном между Трипольем и Киевской Русью, а также между скифами и русскими.
Анты были разгромлены и практически исчезли после столкновения с аварами. В борьбе с аварами анты объединились под предводительством Идара и его сыновей Межамира и Келагаста, однако когда в ставке аварского кагана Межамир был предательски убит «властители антские были приведены в бедственное положение и утратили свои надежды» (Менандр). Мощнейшим ударом по могуществу антов был нанесён уйгурским племенем аваров, после которого анты уже не смогли оправиться. Анты отдали себя на службу римскому императору Маврикию, после чего аварский хакан в 602 году отправил против них войско во главе с Апсихом. Исторические хроники не говорят о том, как закончился воинственный поход аваров, но после этого всяческие упоминания об антах исчезают, словно исчезает с лица земли само племя великих воинов. Есть предположения, что анты вовсе не были уничтожены аварами в 602 году, а перешли на Балканский полуостров в качестве римских союзников. Ещё одна версия говорит о том, что анты ушли вглубь древней Руси и уже здесь основали великую империю, образовав русский и украинский народы. Интересна и версия, судя по которой, отойдя вглубь России, под натиском аваров, анты расселились в верхней и средней Оке и стали племенем русских вятичей.
Анты сформировались в III—IV вв. в составе черняховской культуры. В V—VII вв. стали полностью самостоятельной славянской культурой, которая сильно выделялась среди других племён. По мнению готского историка Иордана, племена венетов известны как анты и склавены: «Склавены живут от города Новиетауна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра (Днестра), и на север — до Висклы (Вислы), вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих (племен) — распространяются от Данастра до Данапра (Днепра), там где Понтийское (Черное) море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов». Об этническом родстве племён говорит и византийский историк Прокопий Кесарийский. Склавенов, антов или венетов он описывает, как высоких и очень сильных людей, с волосами не слишком светлыми, но и не слишком рыжими. Также Прокопий Кесарийский говорит о том, что склавены и анты издревле были одним племенем и раньше назывались не иначе, как «Споры». В своём труде историк делает и предположение, почему именно их называли спорами. Такое имя, по всей вероятности, прикрепилось к ним потому, что славянские племена «населяют страну, разбросанно расположив свои жилища».
Что же означает слово «анты»? Как известно, каждое имя, каждое название должно иметь некоторую этимологию и расшифровку. Обычно, особенно встарь, ничто не называли просто так, набором букв. Поэтому есть несколько предположений, как племена бывших «спор» стали «антами». По тюркской версии, предполагается, что ant означает слово «клятва». Если обратиться к монгольскому языку, то здесь существует слово anda, которое в переводе звучит, как «побратим».
Многие историки и исследователи, к которым относится О. Н. Трубачёв, Б. А. Рыбаков, Г. Г. Литаврина и некоторые другие, отдают предпочтение иранскому происхождению слова antas — конец, край, antyas — что находится на краю. По-осетински attiiya означает примерно то же самое — задний, сзади. Если придерживаться именно этой точки зрения, то название антов означало примерно — племя, которое живёт на окраине или пограничные жители.
Социальная структура антского общества
Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.
Воины
Из общины выделяется слой воинов-профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории. Воины объединялись в небольшие отряды по несколько сот человек («дружины»), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди (князья и «воеводы»), обладавшие особым авторитетом («славой»), гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и копье, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. особенно характерными для антов были длинные мечи, высокого качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, «мечи антского типа». И даже в англосаксонской поэме «Беовульф» герои сражаются антскими мечами. Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории, а также во время похода 626 года на Константинополь[источник не указан 678 дней], когда среди убитых были обнаружены и женщины. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.
Жрецы
В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов, или волхвов, у антов, археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоёмы, деревья и камни. В праздничные дни приносились бескровные жертвы богам — продукты питания. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун.
Близким к жрецам был слой сказителей («песнотворцев»). Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели свое повествование под гусельный наигрыш и выделялись из числа общинников (были задержаны сразу несколько людей с «кифарами»), переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами. Изображение семиструнных гусель имеется на фигурках антского типа из-под Велестино. До нас дошли сказания об антском времени: о князьях Бусе, Кие, об обрах, о хазарах.
Протогорода
С усложнением социальной структуры антского общества появляются протогородские поселения. К антскому времени относят возникновение Киева, имевшего значение религиозного и племенного центра. Пастырское городище (название города не известно) имело полиэтническое население. Здесь жили воины и ремесленники, которые производили гончарную посуду и украшения (фибулы, поясные наборы и пр.), распространявшиеся далеко за пределы города и антской земли. В антское время возникает и город Волынь[25] на Западном Буге, известный как поселение воинов и центр племенного союза волынян. «Грады» ещё не имели роли торговых центров. Их население было непостоянным, включало князя, воинов и жрецов. Здесь проходили веча, религиозные праздники, пиры, а крепости служили для обороны.
Конец истории антов
Закат истории антов нужно связать с распадом союза племен и появлением новых союзов и племен. Продвижение авар стало катализатором противоречий между вождями. Наибольшему разорению из племен, согласно летописи, подверглось племя дулебов, в западной части земель антов. Историки спорят, о каком из известных племен дулебов идет речь, но летописец уверенно помещает их на земле волынян. Претензии идаровичей на верховную власть потерпели неудачу, Мезамир, названный «хвастуном», был убит каганом, одновременно происходит возвышение на Нижнем Дунае таких вождей, как Даврит и Мусокий. Возникает так называемая «Держава Волынян».
Феофилакт Симокатта сообщает, что в конце правления императора Маврикия (582—602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить всё племя, потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Чем закончился этот поход, источники умалчивают. Одни историки считают, что анты были полностью разгромлены, другие указывают на тот факт, что вскоре авары стали переправляться через Дунай, и отдают победу антам. Это упоминание антов считается последним, однако пеньковская культура просуществовала на протяжении всего VII века. Есть основания полагать, что анты выступали на стороне авар в 626 году во время осады Константинополя.
В «Повести временных лет» рассказывается о том, что после смерти легендарного князя Кия и его братьев между восточнославянскими племенами начались распри и установилась власть хазар. Киевляне добровольно дали хазарам дань мечами. Именно с этими событиями и нужно связать окончательный распад антской общности.