Тольятти

Общая информация о городе Тольятти
Численность населения 684 709 человек
Входит в состав Самарская область
Основан 20 июня 1737, город с 1780 года
Средняя температура От −14 °C в январе до +26,2 °C в июле
Тип климата Умеренно континентальный
Национальный состав (преобладающие национальности) Русские 94,86%, Татары 1,79 %, Мордва 1,62 %

 

Этот город был основан в 18 веке и назван Ставрополь, что в переводе с греческого означает «город креста». Однако, судя по всему, такое название не вписывалось в концепцию советского времени, и городу было дано имя итальянского коммуниста. Итак, в 1964 году на картах появился город Тольятти. Он относится к Самарской области и расположен на левом берегу Волги. Это самый крупный город, не являющийся областным центром. Часовой пояс здесь GMT +4, то есть, +1 к московскому времени. Тольятти — город промышленный. Помимо небезызвестного автозавода здесь расположены химические предприятия «ТольяттиАзот», «ТольяттиКаучук», а также несколько компаний, занимающихся легкой промышленностью и производством продуктов питания. Естественно, все эти производственные предприятия не могли не сказаться на экологии города. Несмотря на то, что Тольятти представляет собой достаточно озелененный город, воздух здесь наполнен различными вредными для здоровья веществами от заводов и автомобилей. С того момента, как в этих краях стала активно развиваться промышленность, очень быстро увеличилась и численность населения, так как в Тольятти переехали многие специалисты из других регионов. Видимо, благодаря этому в городе также хорошо развита социальная инфраструктура: здесь много кинотеатров, детских садов и школ, учреждений дополнительного образования, а также ВУЗов и прочих необходимых в любом городе заведений. А еще этот город кажется весьма ухоженным и чистым.

Как добраться

Так как в Тольятти весьма неплохо развито транспортное сообщение, в том числе и с большими городами, есть возможность добраться до города как наземным, так и воздушным путем.

Самолетом

Самарский Аэропорт Курумоч находится менее, чем в 50 километрах от Тольятти. Из Москвы сюда летают самолеты многих авиакомпаний: Аэрофлот, S7, UT и других. Время в полете займет примерно 1 час 40 минут. Стоимость билета — от 5000 рублей, подробнее о рейсах и ценах на билеты здесь. Далее, чтобы добраться до Тольятти можно воспользоваться автотранспортом: автобусом или такси. Автостанция расположена неподалеку от терминала аэропорта, автобусы ходят довольно часто. Эта поездка займет еще примерно 40-45 минут. Кроме того, недалеко от аэропорта имеется железнодорожная станция, и вы можете добраться до места назначения на электричке. Время в пути практически то же — 45-47 минут.

Из Санкт-Петербурга самолеты в Курумоч также летают довольно часто, по несколько рейсов в день. Время в пути — 2,5 часа, а стоимость такого перелета — в районе 6000-6500 рублей с человека. А далее — либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом — в Тольятти.

Стоимость поездки из аэропорта до центра Тольятти составит от 100 рублей (на электричке) до 350-400 рублей (на такси).

Поездом

Поезда из Москвы в Тольятти отправляются с Казанского вокзала. Дорога эта довольно длинная, время в пути составляет около 18 часов. Стоимость сидячих мест — от 1000 рублей, плацкарт — от 1500 рублей, а купе — чуть более 2000 рублей.

Что же касается жителей Северной столицы, то для них поездка на поезде до Тольятти займет 40 часов, а стоимость такой поездки — от 1500 рублей.

Автобусом

Автобусы из Москвы отправляются в Тольятти с автостанции у Казанского вокзала. Время в пути до вокзала в Тольятти — 16,5 часов, а стоимость — около 1500 рублей.

А жителям города на Неве, предпочитающим этот вид путешествий, придется поехать через Москву. Такое путешествие обещает быть долгим — общее время в пути составляет около двух суток. А суммарная стоимость — 2500 рублей.

Таким образом, получается, что этот вид транспорта до Тольятти является одним из наиболее бюджетным, но при этом не самым удобным и скоростным.

Автомобилем

Что касается москвичей, то для них существует несколько способов добраться до Тольятти на автомобиле. Самый очевидный — это трасса М5, пролегающая через Рязанскую, Пензенскую области и республику Мордовия. Этот путь будет наиболее коротким — чуть менее 1000 километров, однако надо иметь в виду, что трасса М5 очень загружена фурами, а качество дорожного полотна здесь большую часть года оставляет желать лучшего. Можно воспользоваться другими маршрутам, возможно, более длинными, но при этом и более живописными и безопасными для подвески и нервной системы. Например, если в начале своего пути выбрать трассу М7 и поехать через Владимир, а далее — Муром, Чувашскую республику, Ульяновскую область, а там и до заветного Тольятти недалеко. Кроме того, можно проехать через Нижегородскую область, а далее в Чувашию и по изложенному выше маршруту. В любом случае, время в пути без учета пробок и переездов составит 12 часов или чуть больше.

Для жителей Санкт-Петербурга необходимо будет в первую очередь добраться до Москвы. Для этого предназначена трасса М11, которая пролегает через Гатчину, а далее — Новгородская и Тверская области, и вот она — столица. Пожалуйста, обогните ее по третьему транспортному кольцу. А далее, в зависимости от выбранного маршрута —либо через Балашиху вы выедете на трассу М7 и поедете через Владимир, или же через Люберцы — на М5. Вам нужно будет преодолеть расстояние около 1700 километров, а время в пути займет более суток.

Когда сезон. Когда лучше поехать

Климат Тольятти можно определить как континентальный. Летом здесь довольно тепло и даже жарко, а зимой, напротив, бывает весьма морозно. Именно поэтому, во время разгара зимы или лета, наступают периоды в Тольятти, когда ехать сюда туристам нежелательно. Как уже было сказано, Тольятти располагается на берегу Волги. А еще он находится в непосредственной близости от Куйбышевского водохранилища. А этот значит, что здесь и весьма влажный воздух. Конечно, наиболее удачным будет путешествие в Тольятти в теплое время года — с мая по сентябрь. Однако, если вы попадете сюда в иной сезон, здесь тоже можно найти что-то интересное и приятное для взора.

Тольятти летом

Тольятти летом расцветает, в прямом и переносном смысле этого слова. Дело в том, что город изобилует зелеными насаждениями, которые в летнее время предстают во всей своей красе. Кроме того, именно в это время в Тольятти появляется такое развлечение, как речные прогулки. Это удовольствие довольно недорогое — взрослый билет на часовую прогулку по водохранилищу будет стоить менее 200 рублей.

Тольятти осенью

Если вы запланировали туристическую поездку в Тольятти на осень, то постарайтесь успеть съездить сюда в первой половине этого сезона. Осенью все скверы и парки города становятся яркими и разноцветными. Осень в городе — это особая прелесть. Об этом, наверное, не так много стихов и картин, но для современного человека желто-багряные скверы на фоне промышленных зданий и дымящих труб — это тоже своего рода романтика.

Тольятти весной

Весенний Тольятти хорош с точки зрения климата — уже отступили зимние морозы, а жара еще не пришла в город. Воздух становится прозрачным, и в нем витает настроение весны. Однако стоит отметить, что и без того не лучшие дороги Тольятти в весенний период пребывают в особенно плачевном состоянии.

Тольятти зимой

Зимой здесь холодно. Иногда — очень холодно. Лед на водоемах встает обычно уже в ноябре. Тольятти зимой — мало примечательный город. Он весьма похож на многие российские города. Конечно, и в это время можно найти себе веселое занятие, например, покататься на коньках или сходить в цирк. Но вряд ли ради этого стоит преодолевать путь в Тольятти.

Районы. Где лучше жить

В городе Тольятти районы подразделяются следующим образом: Автозаводский, Комсомольский и Центральный районы. Наиболее удачным для проживания является Центральный. Это связано и с тем, что здесь сосредоточено больше всего достопримечательностей, и с относительной удаленностью от промышленных предприятий. Этот район еще называют Старым городом. Именно здесь сосредоточено наибольшее количество отелей. Все эти заведения находятся в одном и том же Центральном районе. Разница заключается только в том, что поблизости с зоной, выделенной зеленым цветом, расположено чуть больше памятников и прочих примечательных мест. Зато со стороны красной зоны находится, наверное, главная тольяттинская достопримечательность — Технический музей АвтоВАЗа. И еще — очень живописный микрорайон Приморский. Цены на гостиничные номера в обеих выделенных зонах примерно одинаковые — можно найти отель и за 1500 рублей в сутки, и за 2500 и за 3000 рублей.

Есть, конечно, гостиницы в Автозаводском и в Комсомольском районах, но их там не так много, и достопримечательностей практически нет. Поэтому мы советуем выбрать один из вариантов в Старом городе, чтобы увидеть максимум занимательных мест при минимуме затраченного времени.

Я обычно ищу отели на Букинге — вот тут, а проверить, нет ли где более выгодной цены, можно здесь. Предложения от частников (квартиры, апартаменты) можно посмотреть тут.

Какие цены на отдых

В Тольятти цены на отдых достаточно низкие. Все-таки нужно учитывать, что многие жители этого города работают на автозаводе, а зарплаты там не самые высокие. И если цены в кафе, клубах и прочих заведениях будут стремиться, например, к столичным, то заведения эти будут пустовать. Таким образом, даже в центре города можно недорого и вкусно пообедать в каком-нибудь уютном кафе. Можно легко уложиться в 300-500 рублей с человека. Что касается проживания, то также в Тольятти можно найти и весьма недорогие гостиницы — от 1500 рублей в сутки с человека. Конечно, при желании можно найти и более изысканные и дорогие места со стоимостью проживания от 4000 рублей и более. А можно и более бюджетные. Чтобы сэкономить, можно поселиться в хостеле (стоимость проживания там составит от 500 до 1000 рублей), а продукты можно покупать в местных супермаркетах, которых в Тольятти довольно много. Если же вы не хотите тратиться на музеи, то вполне можно полюбоваться памятниками и парками Тольятти. Многие из них производят довольно сильное впечатление.

Население Тольятти

По количеству проживающих в городе людей Тольятти занимает почетное 19-е место в России (707 408 человек на 1 января 2019 года). Среди не областных городов он и вовсе стоит на первом месте.

Особо стоит отметить Автозаводский район города, который в Поволжском регионе является самым густонаселенным районом. На его территории проживают более 440 тысяч человек, что составляет более 50 процентов от всего населения города. К примеру, в Центральном районе проживает более 157 человек, а в Комсомольском и вовсе 120 000.

Подобный дисбаланс вызван тем, что именно в Автозаводском районе находится знаменитый на всю Россию «АвтоВАЗ», производящий автомобили «Лада». Большая часть работоспособного населения данного района работает на этом заводе.

Из почти 708 000 человек, проживающих в Тольятти, трудоспособными являются порядка 455 тысяч человек. 113 тысячи горожан еще не достигли возраста, позволяющего заработать себе деньги на карманные расходы. Оставшееся население пользуется заслуженным правом на отдых после нескольких десятилетий трудовых подвигов. Точнее сказать, имеют право отдыхать на пенсии, однако нередко продолжают работать даже после достижения пенсионного возраста. А что делать? Ведь размер среднестатистической пенсии оптимизма не внушает.

Что касается гендерного распределения, Тольятти представляет собой классическую картину, весьма распространенную не только в России, но и во всем мире – женщин больше чем мужчин. Согласно последним данным, в городе проживает почти 388 тысяч представительниц слабого пола и 320 тысяч представителей пола сильного.

На сегодняшний день средний возраст тольяттинца составляет 38,4 лет, что несколько ниже, чем данный показатель по Самарской области (40 лет) или по России (39 лет). А потому лозунг «Тольятти — город молодых!», появившийся пару лет назад в местных средствах массовой информации, кажется вполне оправданным.

Следующим по важности фактором, определяющим «лицо» города, является уровень образованности населения. Еще каких-то 20 лет назад почти 85% тольяттинцев могли похвастаться дипломами об окончании средне-специальных или высших учебных заведений. Благо в то время в городе было достаточное количество образовательных учреждений различного уровня.

Как это ни парадоксально, несмотря на то, что сегодня количество школ увеличилось до 123, а ВУЗов стало порядка 20, среднестатистический тольяттинец стал менее образованным. Главная проблема в том, что все ВУЗы сегодня работают на коммерческой основе, а обычный заводчанин с зарплатой 15 тысяч рублей в месяц едва ли сможет позволить себе платить 70 тысяч рублей в год за обучение своего ребенка. Конечно, есть бюджетные места, однако попасть на них необычайно трудно (поможет либо знакомство с нужными людьми, либо 100-бальный результат по ЕГЭ).

Районы и недвижимость Тольятти

До недавнего времени (а именно, 2006 года), город Тольятти включал в себя три крупных района: Автозаводский, Центральный и Комсомольский. Однако летом 2006 года в состав города было решено также ввести ряд близлежащих населенных пунктов. Речь идет о селе Новоматюшкино, поселках городского типа Федоровка и Поволжский, а также поселке Загородный.

Весной 2009 года структура административно-географического разделения Тольятти стала еще «стройнее», после того, как вышеуказанные пригородные населенные пункты вошли в состав трех крупных районов, получив статус микрорайонов.

Несмотря на то, что все три района находятся в пределах досягаемости (поездка из одного в другой занимает от 20 минут до часа в зависимости от выбранного пути), каждый из них имеет свое лицо, свой характер и присущие только ему особенности. Чтобы убедиться в этом, предлагаем совершить виртуальную экскурсию по улицам и закоулкам каждого из них.

Первый в нашем списке Автозаводский район (чаще именуемый тольяттинцами как «Новый город», «Новик» или «Автоград»), административное выделение которого произошло в 1972 году. В состав Автозаводского района входит 26 жилых кварталов, расположенных, так называемым, «квадратно-гнездовым способом», т.е. все улицы пересекаются под прямыми углами. По численности населения Автозаводский район является бесспорным лидером не только в рамках Тольятти, но и на территории всего поволжского региона. На сегодняшний день здесь проживают порядка 442 000 жителей.

Лицо нового города – это заводчане. Молодые люди 25-35 лет, посвятившие свою жизнь российскому автопрому и каждое утро в 7 утра толпящиеся на городских остановках в ожидании заводских маршрутов. Большая часть из них не отягощена высшим образованием, а потому свои заслуженные выходные они предпочитают проводить не в библиотеках, театрах и музеях (коих в Тольятти насчитывается порядка 100), а в городских парках культуры и отдыха или на внутриквартальных аллеях. Главное условие удавшегося вечера – удобная лавочка и пара «баклашек» любимого пива.

В целях «окультуривания» современные «пролетарии» время от времени посещают кинотеатры (благо последнее время их число в городе заметно выросло – отдельные залы есть в каждом крупном торговом центре). Парни и девушки, не обремененные семьей, не прочь отметить конец рабочей недели в ночном клубе (их в городе 17), семейные же пары предпочитают тихий семейный отдых в кафе.

Будучи практически ровесником своих обитателей, Автозаводский район может похвастаться превосходным жилым фондом. Более 1300 1,2 и 3-х комнатных квартир в относительно новых панельных и кирпичных домах ждут своего нового хозяина. Здесь можно найти и жилье эконом-класса на вторичном рынке, где стоимость квадратного метра составляет порядка 35 000 рублей, и приобрести совсем «свежую» квартиру в новостройке, квадратный метр которой колеблется в диапазоне от 40 000 до 50 000 рублей.

Центральный район (или «Старый город» — по аналогии с «новым») расположен непосредственно в центральной части города (отсюда и название). На западе его соседом является Автозаводский район, а на востоке – Комсомольский. Несмотря на такое, казалось бы, территориально выгодное положение, Центральный район существенно меньше Автозаводского. В нем постоянно проживают порядка 158 000 человек. Однако именно его принято считать административным центром города.

На территории Центрального района расположено здание городской мэрии и Тольяттинской Городской Думы, Тольяттинский краеведческий музей, памятник основателю города В.Н. Татищеву, городской музейный комплекс «Наследие», мемориальный комплекс «Созидателям города» и еще множество интереснейших культурных и архитектурных памятников, повествующих о богатой истории этого волжского города.

Полностью отвечает неофициальному названию района (Старый город) состояние местного жилого фонда. Большая часть зданий здесь была построена еще во времена Сталина и Хрущева и с тех самых пор капитальному ремонту практически не подвергалась. На стоимость жилья, однако, это особо не влияет. Квадратный метр на рынке вторичного жилья стоит в среднем 35 000 рублей, в новостройке – 45 000 — 47 000.

Если в основе проектировки Автозаводского района лежит так называемый «квадратно-гнездовой» метод, то Центральный район построен в соответствии с радиальной системой планировки (в центре – городской парк и центральная площадь ДК Тольятти, от которой в разные концы района расходятся улицы).

Значительную часть Центрального района занимает частный сектор, в котором причудливым образом соседствуют ветхие покосившиеся домишки бабушек-одуванчиков и роскошные комфортабельные коттеджи, охраняемые сворой бойцовских собак.

Традиционно считается, что жители «старого города» более интеллигентны, нежели их соседи из Автограда. Они чаще посещают городские театры, музеи и картинные галереи, нередко бывают в филармонии и временами даже заглядывают в библиотеки (в наш век стремительно развивающихся виртуальных технологий этот культурный объект, к сожалению, имеет все шансы кануть в лету).

Настоящим украшением Центрального района является микрорайон Портовый (известный также как Портпоселок или Портгород) – «маленькая Швейцария». Уютно расположившись на живописном волжском берегу, он является настоящим украшением города и традиционно считается одним из самых престижных мест Тольятти. Роскошные многоэтажные коттеджи, утопающие в буйной зелени леса, прекрасная деревянная церковь, построенная на деньги прихожан, конный клуб и отсутствие типовых высотных зданий придают этому месту особое очарование. Настоящий «райский уголок»! Правда, чтобы в полной мере оценить всю прелесть проживания в этой заповедной зоне (Портпоселок, представляя собой памятник социалистической эпохи, претендует на статус историко-архитектурного заповедника) придется раскошелиться. Стоимость сотки земли под строительство коттеджа здесь колеблется в диапазоне от 10 000 до 15 000 долларов.

Комсомольский район (или Комса) – самый маленький из административных районов Тольятти (всего 120 000 жителей). Даже несмотря на то, что в его состав на сегодняшний день входят сразу 4 микрорайона (поселки Жигулевское море и Шлюзовой, а также поселки городского типа Поволжский и Федоровка).

Однако, мал золотник – да дорог. И ценность его, в первую очередь, историческая. Созданный изначально на основе строительных поселков, Комсомольский район сегодня – открытая книга, рассказывающая о масштабном строительстве Волжской ГЭС в середине 20 века. На его территории находятся важные промышленные и исторические объекты. К первым относятся «ТольяттиАзот», «АвтоВАЗагрегат», тольяттинский речной порт, «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», а также ЗАО Мясокомбинат Комсомольский. Вторые представлены Свято-Тихоновским храмом и Благовещенским скитом, возведенным еще в середине 19 века.

Отдельного внимания заслуживает микрорайон Шлюзовой (а точнее один из его кварталов, который местные жители любовно называют «маленьким Петербургом»). Кажется, жизнь здесь остановилась много лет назад. Вместо шумных шоссе – узкие улочки, вместо высотных зданий – малоэтажные хрущевки и сталинки, а вместо супермаркетов – старые-добрые советские магазины с продавщицами в белых колпаках у прилавка. Однако, несмотря на такую идиллическую картину, недвижимость в Комсомольском районе повышенным спросом не пользуется. Полюбовавшись чудесными постройками советского классицизма, большинство тольяттинцев с радостью возвращается в свои комфортабельные квартиры в новых районах.

Инфраструктура города

Тольятти, как город, который стремится к 1 миллиону жителей, обладает отлаженной инфраструктурой. Однако и здесь не обходится без проблем.

Основным источником головных болей является жилищно-коммунальное хозяйство, которое, как и в дореформенный период продолжает удивлять жителей города постоянным ростом тарифов и неизвестно откуда берущимися суммами, указанными в квитанциях. Сегодня, наверное, невозможно найти человека, довольного работой ЖКХ. Еще свежи воспоминания о переходном периоде, когда люди получали две квитанции об оплате коммунальных услуг, а спустя несколько месяцев их предупреждали о судебном преследовании за неоплату одной из квитанций.

Управляющие компании Тольятти обслуживают 9 757 жилых зданий, в которых расположены 219,1 тысяч квартир общей площадью 14 482,7 тысяч м2. 90% данного жилья находится в частной собственности. 88,2% квартир в многоквартирных домах приватизированы.

Больше всего зданий (5 959) расположено в Центральном районе. В Комсомольском районе насчитывается 2 768 зданий. Несмотря на то, что Автозаводский район является самым крупным не только в городе, но во всем Поволжье, на его территории расположено «всего лишь» 891 здание.

Подавляющее большинство строений в Тольятти имеет 1 или 2 этажа (7 378). На втором месте 6-, 9- и 10-этажные. Их в городе насчитывается 708. Также в Тольятти есть 656 5-этажных, 491 3-х и 4-х этажных, 259 12-этажных и более высотных зданий.

Не обошла Тольятти стороной извечная проблема плохих дорог. Каждую весну городские дороги выглядят так, как будто они подверглись ковровому бомбометанию. Ямы бывают просто устрашающих размеров. Если учесть, что ливневые с токи уже на протяжении многих лет не справляются со своей задачей, скрытые под водой ямы таят нешуточную угрозу автолюбителям. Трудно сказать с чем это связано, но в 2012 году резко возросло количество судебных исков к организациям, отвечающим за состояние дорожного полотна. Интересно, что все эти иски были удовлетворены и пострадавшие автовладельцы получили необходимую компенсацию.

Конечно, дороги ремонтируются, но не такими быстрыми темпами, как они изнашиваются. Муниципалитет пытается бороться с ямами при помощи ямочного ремонта, но как власти сами и признают, это всего лишь временный экстренный вариант, помогающий хоть как-то нормализовать движение на дороге и дождаться серьезного ремонта, включающего замену всего дорожного полотна.

Помимо ям также стоит отметить дорожную разметку, которая каждую весну смывается с дорожного покрытия вместе с талым снегом.

Плачевное состояние дорог, отсутствие культуры вождения у большей части местных водителей и постоянно растущее число автомобилей нередко приводят к аварийным ситуациям. Поскольку многие дороги в Тольятти просто не приспособлены для пропуска большого транспортного потока, достаточно одной заглохнувшей машины, чтобы собрать пробку длиной в несколько сотен метров. В час пик, когда люди спешат домой после трудного рабочего дня, подобная неприятность может вообще парализовать движение на отдельно взятой улице.

Складывается впечатление, что городские архитекторы, создавая дорожные развязки и внутриквартальные проезды, даже и подумать не могли, что в городе, в котором ежегодно производятся десятки тысяч автомобилей, когда-нибудь автомашины будут едва ли не в каждой семье.

Тольяттинцы, которые еще не стали обладателями собственного средства передвижения, передвигаются по городу на общественном транспорте. На сегодняшний день в Тольятти существует 49 автобусных и 22 троллейбусных маршрута. Что касается маршрутных такси, точное количество их маршрутов подсчитать довольно сложно. Сегодня их насчитывается около 100. Автобусный и троллейбусный парк постоянно обновляется, а на смену «Газелям» постепенно приходят куда более комфортабельные микроавтобусы иностранного производства.

Всем известно, что театр начинается с вешалки, а борьба за интеллект — со школьной скамьи. Так исторически сложилось, что тольяттинские школы используются в качестве площадки для внедрения различных новаторских идей и опробования самых последних разработок в сфере школьного среднего образования.

На сегодняшний день в Тольятти порядка 100 общеобразовательных школ, в которых обучается 66 117 человек. Вложить в них знания пытаются 3 639 педагогов. Причем иногда весьма успешно.

Предприятия и работа в Тольятти

Еще несколько лет назад Тольятти с экономической точки зрения был одним из самых благополучных российских городов. Небезызвестный журнал Forbes, составляя рейтинг самых привлекательных для бизнеса российских городов, в 2008 году отдал Тольятти весьма почетное 5 место, а сам город назвал крупнейшим экономическим и промышленным центром, который играет важную роль не только в экономике региона, но и страны в целом.

К сожалению, сегодня ситуация существенно изменилась. И отнюдь не в лучшую сторону. Мировой финансовый кризис изрядно потрепал тольяттинскую экономику. А потому когда-то преуспевающий город с амбициозными планами сегодня вновь вынужден завоевывать утраченные позиции.

Градообразующим предприятием Тольятти является Открытое Акционерное Общество «АВТОВАЗ» — завод, специализирующийся на выпуске легковых автомобилей «ЛАДА». На сегодняшний день здесь работают более 66 000 человек, включая порядка 5000 временных работников. Полный пакет социальных гарантий, стабильность, четко фиксированный рабочий день и возможность время от времени «колымнуть» — все это делает завод по-прежнему самым привлекательным рабочим местом для тольяттинцев.

Также на территории Тольятти расположены еще несколько крупных предприятий машиностроительной отрасли. Это «GM-АВТОВАЗ» — автомобильный завод, который является плодом совместного труда тольяттинцев и их американских коллег, группа компаний «ПОЛАД», представляющая собой крупный производственный холдинг, специализирующийся на выпуске широкого спектра разнообразной продукции (начиная автомобильной и заканчивая оборонной), «Детальстройконструкция», «Джонсон Контрол Тольятти» — завод по пошиву чехлов для автомобилей, «ВазИнтерСервис» — компания, поставляющая на автосборочные заводы России и зарубежья комплектующие, и «АвтоВАЗагрегат».

Список крупных промышленных объектов города продолжают две теплоэлектроцентрали – ТЭЦ Волжского автозавода и Тольяттинская ТЭЦ – и внушительная группа предприятий химической промышленности. Последнюю представляют «ТольяттиАзот» — самый крупный в мире завод по производству аммиака, «КуйбышевАзот», специализирующийся на производстве минеральных удобрений, а также «Тольяттикаучук» — завод, выпускающий синтетический каучук.

Также стоит отметить динамично развивающуюся пищевую промышленность (в городе есть свои мясокомбинаты, молоко- и хлебозаводы, ликеро-водочный завод, комбинат шампанских вин и коньяков, винзавод), предприятия, специализирующиеся на производстве электрооборудования, заводы, производящие пластмассовые и резиновые изделия и прочие виды промышленного производства.

Хорошо развит банковский сектор, много страховых компаний, принимающих активное участие в экономической жизни Тольятти. Неплохо обстоят дела с малым бизнесом.

Казалось бы, город с таким количеством крупных промышленных объектов, просто обречен на процветание. Однако вот уже на протяжении нескольких последних лет тольяттинцы живут в постоянном страхе – «Что день грядущий нам готовит?» После массовых увольнений в кризисные годы миф о стабильности работы «у станка» был окончательно развеян. Да и зарплаты до сих пор не могут оправиться от шока и выйти хотя бы на докризисный уровень.

В местной прессе и на крупных городских форумах ведутся оживленные «дискуссии» (конечно, если это определение можно применить к диалогу между заявлениями федеральных властей и рядовыми тольяттинцами). Причина возмущения жителей Автограда – сильно завышенная официальная статистика, согласно которой среднемесячная заработная плата в городе составляет порядка 20 000 – 21 000 рублей. Оно и понятно. Ведь рядовой заводчанин (а таких на АвтоВАЗе большинство) получает в месяц в среднем 11-13 тысяч рублей, работник «Тольяттикаучук» — порядка 12 тысяч, учителя – 8-10 тысяч рублей, менеджеры автосалонов и турфирм – 12 000-15 000 рублей, а продавцы, кассиры, операторы и прочие сотрудники федеральных торговых сетей (коих в городе великое множество) – не больше 15 000. 20 тысячами даже и не пахнет…

И здесь надо сказать спасибо немногочисленному, но такому важному для статистов, руководящему звену, скрывающемуся, подобно тайным агентам, в уютных кабинетах вазовской «высотки». Именно благодаря этим бойцам невидимого фронта с официальными зарплатами в несколько миллионов рублей, уровень жизни тольяттинцев «в среднем» выглядят весьма достойно!

Достопримечательности

Памятник Василию Татищеву

Государственный деятель Василий Татищев участвовал в походах, управлял казёнными заводами на Урале, писал научные труды и основал несколько городов, в числе которых и Ставрополь-на-Волге. Неудивительно, что в городе появился памятник в честь его основателя, причём сооруженный на пожертвования горожан.

Памятник выглядит как настоящее монументальное искусство: будто скакавший во весь опор на коне Василий Никитич резко остановился на берегу водохранилища и с удивлением оглядывает всё вокруг. Удивляться ему действительно есть чему — основанный им город был поглощён водами, а рядом отстроили новый, ещё и другим именем назвали. Ну, это уже игра воображения, а набережная, где стоит памятник, — ещё и отличное место для променада.

Пройти к памятнику можно по улице Комзина мимо кофейни «Улитка», рядом с которой находится небольшая смотровая площадка, откуда уже открывается вид на Волгу. Рядом проходит Аллея влюблённых — ещё один прогулочный маршрут на этом пути, недалеко находится скульптурная композиция «Скамья примирения». Дальше продолжается небольшая Аллея ветеранов, заложенная в честь 35-летия Победы в Великой Отечественной войне. Ниже уже начинается набережная, достаточно протяжённая — она тянется от Итальянского пляжа до Воскресенского монастыря.

Земская больница

Здание Земской больницы — единственная постройка старого Ставрополя-на-Волге, которая осталась на своём месте после затопления города в 1953 году. Строительство её началось в 1868 году, а уже в 1872 году больница приняла первых пациентов. В начале XX века её перестроили — именно в этом виде здание и сохранилось до наших дней. До 1953 года больница использовалась по своему прямому назначению, однако с решением о строительстве Жигулёвской ГЭС и Куйбышевского водохранилища медработников и оборудование перенесли в новое здание.

Предполагалось, что Земская больница уйдёт под воду вместе со всем старым Ставрополем, однако этого не произошло. То ли ошибка в расчётах, то ли настоящее чудо, но вода не дошла до прогнозируемого уровня. Здание осталось целым и невредимым уже на берегу нового города. В разное время здесь находились детский санаторий, кооператив и спортивный комитет, после закрытия последнего здание долго пустовало. Территория приходила в запустение, здание постепенно ветшало, пока на него не обратили внимание служители культа. В 1997 году в бывшем здании Земской больницы был открыт Свято-Воскресенский мужской монастырь (вход в него свободный).

На территории монастыря действует три храма — в честь Воскресения Христова, посвящённый преподобному Силуану Афонскому и иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Здесь находится местночтимая икона Святой великомученицы Варвары. По легенде, икона всплыла над одним из храмов затопленного Ставрополя-на-Волге, её обнаружили рыбаки и передали в обитель.

Музей «Наследие»

Куйбышевское водохранилище, образовавшееся на месте старого города вследствие строительства Жигулёвской ГЭС, считается одним из крупнейших в мире — больше него только водохранилища в Гане и Канаде. Оно настолько велико, что его нижнюю часть называют Жигулёвским морем: разлившаяся Волга там и правда похожа на море. Ставрополь-на-Волге действительно был затоплен, но не весь, и даже Земская больница остаётся не единственным сохранившимся зданием — часть деревянных домов была разобрана и перенесена на новое место.

Одним из таких «переехавших» зданий стал дом сапожника Старикова. Это маленький одноэтажный деревянный дом с чердаком, резными наличниками и крыльцом, выкрашенный в голубой и белый цвета. После смерти Старикова его дочь передала дом городу, чтобы здесь был открыт музей.

Так появился городской музейный комплекс «Наследие» — дом Стариковых и ещё один, бывший купеческий дом, где в начале 1950-х находился кинотеатр и детская библиотека. Эти дома интересны не только как редкие образцы, перенесённые с одного места на другое, но и размещённой внутри их стен коллекцией, собранной силами горожан. Здесь можно посмотреть на деревянные детские люльки, чугунные утюги, прялки и другие простые предметы быта, которые уже давно вышли из обихода. Команда музейного комплекса проводит пешеходные экскурсии по городу, организует мероприятия для детей и устраивает музейные праздники для всех желающих.

Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00 и по средам с 10:00 до 21:00. Выходной день — понедельник. Стоимость посещения для взрослых — 50 ₽, для учащихся — 35 ₽. Семейный билет на двух взрослых и одного ребёнка обойдётся в 100 ₽. Стоимость посещения с экскурсоводом для взрослых — 85 ₽, для учащихся — 70 ₽. Стоимость семейного билета на двух взрослых и одного ребёнка с экскурсией — 135 ₽. Последний четверг каждого месяца музей открыт бесплатно для детей и студентов.

Ансамбль исторической застройки посёлка Шлюзовой

Посёлок был построен специально для работников шлюзов, порта и других речников — отсюда и немудрёное название Шлюзовой. Был разработан целый проект посёлка — жилые здания, набережная, клуб и управление шлюзов. Изначальный план претерпел некоторые изменения, но в целом задача была достигнута — появился новый микрорайон, архитектура которого в корне отличается от остального города.

Дело в том, что большинство зданий Тольятти 50-х годов выполнены в стиле советского классицизма, а здесь целый микрорайон — в духе сталинского ампира. Удивительно, что при этом даже просматривается сходство с Санкт-Петербургом. Ансамбль старых зданий Шлюзового микрорайона включён в список архитектурных памятников города.

Музей «АвтоВАЗ»

Посмотреть своими глазами на производство «лад» будет не так просто: всё-таки завод — это режимное предприятие. Зато свободно можно попасть в музей, открытый при «АвтоВАЗе».

Несмотря на то, что отечественный автопром у нас принято недолюбливать, музей вызывает неподдельный интерес, ведь «жигули» — это не просто машина, а часть истории нашей страны. В музее можно буквально отследить эту историю в хронологическом порядке: здесь выставлены автомобили разных серий: как популярные в народе «копейки», так и те, чьё массовое производство не состоялось, вроде «Лады Революции», больше похожей на гоночный болид.

Музей работает со вторника по пятницу с 10:00 до 17:00 и по субботам с 9:00 до 17:00. Перерыв с 12:15 до 13:00. Вход бесплатный.

Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова

Неподалёку от завода «АвтоВАЗ» находится музей истории техники под открытым небом. Это целый парк, в котором выставлены предметы достижений советской промышленности XX века.

Условно экспозицию можно разделить на несколько частей. В секторе вооружения можно посмотреть как на образцы времён Первой и Второй мировых войн, так и современной военной техники. Здесь есть даже подводная лодка Б-307, которая была целиком доставлена в музей с места службы.

В секторе автомобильной промышленности выставлены грузовые и легковые автомобили разных стран — от «Победы» до «Студебеккера». Железнодорожная техника представлена паровозами, электровозами, тепловозами, а также бронированными платформами и дрезинами. Несколько лет назад в парке появились образцы космической техники — шасси лунохода, марсоход и транспортный робот. Представлена здесь и инженерная техника — различные тягачи, вездеходы и траншейные машины.

Парк открыт ежедневно с 8:00 до 20:00, паровозное депо — с 8:00 до 17:00. Стоимость билета на основную экспозицию: взрослый — 200 ₽, студенческий — 100 ₽, детский — 100 ₽. Отдельно оплачивается посещение интерактивных площадок — 50 ₽.

Музей актуального реализма

История Музея актуального реализма началась с создания Волжской картинной галереи в 2011 году. Идея была проста — сосредоточиться на современной живописи и графике в духе реализма без поправки на имя художника. С тех пор в музее регулярно проходят выставки как знаменитых, так и малоизвестных и забытых художников, чьи работы соответствуют реалистическому искусству.

При музее действует Кабинет личных вещей, в рамках которого любой коллекционер может представить в музее свою коллекцию и рассказать о ней. Одна из таких коллекций — картины, собранные Василием Воронским. Это живопись 1960–1980-х годов, которую владелец называет попыткой зафиксировать ушедшее, чтобы приостановить быстротечность времени.

Музей работает по вторникам и средам с 13:00 до 19:00, по четвергам с 14:00 до 20:00, по пятницам, субботам и воскресеньям с 13:00 до 19:00. Полная стоимость входного билета — 150 ₽, льготная — 100 ₽, бесплатно для детей и подростков.

Спасо-Преображенский собор

Решение о строительстве Спасо-Преображенского храма было принято летом 1991 года. В Москве вовсю разворачивался путч, а в Тольятти задумали целый комплекс — крестильный храм, дом причта, колокольня и сам собор. Изначально начать строительство предполагалось на берегу Волги, но позже решили возвести храм поближе к жилым домам.

До появления храма службы проводили в обычной квартире многоэтажного дома на улице Юбилейной. Уже тогда у входа была вывеска — «Преображенский собор». Такое же название получил и новый храм.

В строительстве активное участие принимал «АвтоВАЗ». Храм получился очень большим — высотой с 20-этажный дом и вместимостью более 3000 человек. Внутреннее убранство храма отличается роскошеством: полы выложены мозаикой из нескольких видов мрамора, дубовые двери с резьбой и иконы в серебряных окладах. При этом здание устроено весьма современно с инженерной точки зрения: есть радиотрансляция, вентиляция, пожарная и охранная сигнализации, а на фасаде установлена подсветка.

Дендропарк

Дендропарк появился в Тольятти на месте фруктового сада. Сад замёрз в конце 90-х, но место настолько полюбилось горожанам, что здесь решили обустроить дендропарк. Деревья привозили из разных уголков нашей страны от Карелии до Дальнего Востока. Есть здесь и растения из Северной Америки и Японии.

Лучше всего гулять по парку весной, чтобы увидеть, как оживает и просыпается природа. Особенно хорошо здесь во время цветения, когда весь дендропарк буквально утопает в цветах. Чего стоит только японская айва, усыпанная ярко-красными пышными цветами.

В дендропарке установлены указатели, которые позволяют узнать, что это за дерево и откуда оно было привезено. Например, обычная с виду ёлочка окажется дугласией, привезённой из Северной Америки. Есть несколько информационных табличек для детей, из которых, например, можно узнать, что берёзы растут не только в России, и вообще в мире существует более ста видов берёз, причём бывают они не только белого, но и чёрного, и красного цвета.

Дендропарк — идеальное место для тихих, уединённых прогулок и знакомства с природой. Если соберётесь в парк, прихватите с собой орешки — в парке живут белочки, которые не боятся кормиться прямо из рук, а если они так и не выйдут к вам, то оставьте угощение в специально оборудованной кормушке.

Итальянский пляж

По одной версии, название пляжа связано с сотрудниками завода FIAT, которые во время командировок любили проводить здесь время после работы, по другой версии, пляж прозвали итальянским за красоту ландшафтов — здесь чистый песок, пологий вход в воду, а корабельные сосны подступают прямо к берегу. Летом температура воды вполне комфортная для купания.

Пляж находится в лесопарковой зоне, отдалённой от центральной части Тольятти. Это общественная, но благоустроенная территория, где есть всё необходимое для пляжного отдыха. Можно взять зонтик и шезлонги напрокат, есть кабинки для переодевания и урны для мусора. Также есть площадка для волейбола и точки проката бананов, катамаранов и водных мотоциклов. На пляже работает небольшое кафе, недалеко находится санаторий «Ставрополь».

Источники